• 26317
Рекомендуйте друзьям

Их слу­ша­ли на ви­ни­ло­вых пла­стин­ках — с теп­лым по­трес­ки­ва­ни­ем, слов­но си­дя у ко­ст­ра. Пе­ред гла­за­ми не бы­ло кар­тин­ки, как в мульт­филь­ме, и во­об­ра­же­ние пус­ка­лось пу­те­ше­ство­вать, вы­ду­мы­вая но­вые ми­ры и вол­шеб­ные стра­ны. Зву­ки лю­би­мых го­ло­сов мяг­ко уба­ю­ки­ва­ли и да­ри­ли осо­бен­ные, яр­кие сны.

Вспо­ми­на­ем луч­шие со­вет­ские ра­дио­спек­так­ли, за ко­то­ры­ми и сей­час мож­но уют­но ско­ро­тать ве­чер-дру­гой на лет­ней ве­ран­де с детьми.




Дом на краю мо­ря / 1978

По по­ве­сти А. Линдгрен, ин­сце­ни­ров­ка Л. За­ка­шин­ской, по­ста­нов­ка И. Ми­ро­нен­ко



Пи­са­тель Мель­кер Мель­керс­сон ре­ша­ет про­ве­сти ка­ни­ку­лы с се­мьей на «ост­ров­ке за­то­нув­ше­го рая» — Сальт­кро­ке. С са­мо­го на­ча­ла все идет не так, как на­до: и лет­ний до­мик по­чти раз­ва­ли­ва­ет­ся, и по­го­да в «раю» остав­ля­ет же­лать луч­ше­го. Но де­ти на­хо­дят, че­му уди­вить­ся и об­ра­до­вать­ся: ве­ко­во­му де­ре­ву под ок­ном, за­то­нув­шей шхуне или «соб­ствен­но­му зоо­пар­ку» — ля­гуш­кам в ко­лод­це и да­же оси­но­му гнез­ду!

В се­мью оп­ти­ми­стов-Мель­керс­со­нов невоз­мож­но не влю­бить­ся. Ис­то­рия про­ни­за­на солн­цем, она о лю­дях, спо­соб­ных пре­вра­тить каж­дый день в ма­лень­кую счаст­ли­вую жизнь.

«Теперь я знаю, что такое счастье! Это когда ты любишь кролика, и он твой. И бархатные его ушки, выглаженные, как на праздник, и пушистый хвостик, похожий на одуванчик, и глухой колокольчик сердца, который можно услышать только любящими руками».



Али­са в стране чу­дес / 1976

По сказ­ке Л. Кэр­рол­ла в пе­ре­во­де Н. Де­му­ро­вой, ин­сце­ни­ров­ка и по­ста­нов­ка О. Ге­ра­си­мо­ва




До пре­де­ла на­сы­щен­ный, плот­ный текст вы­плес­ки­ва­ет смысл че­рез край, взры­ва­ет­ся ка­лам­бу­ра­ми и про­ве­ря­ет на проч­ность из­вест­ные ис­ти­ны. Де­ти от ду­ши по­ве­се­лят­ся, а взрос­лые по­лу­чат удо­воль­ствие от иг­ры ак­те­ров и ис­кро­мет­ных пе­сен Вы­соц­ко­го — он и ав­тор, и ис­пол­ни­тель.

Спек­такль по­тре­бу­ет пол­но­го по­гру­же­ния. Не ищи­те ни ло­ги­ки, ни сю­же­та, про­сто пус­кай­тесь с ним в пляс. Он под­хва­ты­ва­ет вас, как пу­шин­ку, и по­гру­жа­ет в ха­ос го­ло­сов, зву­ков, по­э­зии, сти­ра­ю­щей гра­ни меж­ду ми­ром взрос­лых и де­тей. Он буд­то раз­жи­ма­ет пру­жи­ну внут­ри, остав­ляя чув­ство лег­ко­сти и чи­стый смех.

— А почему это место такое странное?

— По­то­му что все осталь­ные ме­ста очень уж нестран­ные. Долж­но же быть хоть од­но ОЧЕНЬ СТРАН­НОЕ МЕ­СТО.



Ма­шень­ки­на сви­рель / 1985

По сказ­ке М. Са­дов­ско­го, по­ста­нов­ка В. Шве­до­ва



При­выч­ный ска­зоч­ный сю­жет о ворч­ли­вой ма­че­хе и неза­дач­ли­вом от­це, ра­бо­тя­щей пад­че­ри­це и ее ле­ни­вой, ко­вар­ной сест­ре в ко­ло­рит­ной по­да­че. В спек­так­ле нет ни од­ной блед­ной или неин­те­рес­ной ро­ли — каж­дый ак­тер иг­ра­ет «на пол­ную ка­туш­ку». Мир рус­ской глу­бин­ки, при­мо­стив­ший­ся где-то на опуш­ке ле­са, воз­ни­ка­ет в во­об­ра­же­нии с пер­вых же зву­ков.

Эту ис­то­рию зна­ешь и лю­бишь с дет­ства и, пом­ня по­чти на­и­зусть, все рав­но нет-нет да и вклю­ча­ешь се­бе пе­ред сном. Что­бы прой­тись по зна­ко­мым тро­пин­кам и встре­тить­ся с лю­би­мы­ми ге­ро­я­ми — та­ки­ми по­нят­ны­ми и оба­я­тель­ны­ми в сво­ей про­сто­те.

«Зло, как зверь в кустах. По земле ходит, да не всяк разглядеть его может».



Сказ­ки Пав­ла Ба­жо­ва

Го­лу­бая змей­ка, Ог­не­вуш­ка-по­ска­куш­ка, Ма­ла­хи­то­вая шка­тул­ка



Бо­га­тый Ураль­ский край в сказ­ках Ба­жо­ва по­лон дра­го­цен­ных на­хо­док и вол­шеб­ных су­ществ. Здесь у каж­до­го лес­но­го при­гор­ка или пе­ще­ры свой дух и хра­ни­тель — они сто­ро­жат со­кро­ви­ща, скры­тые в зем­ле. Встре­тить­ся с ни­ми и хо­чет­ся, и страш­но. Нуж­но быть бес­ко­рыст­но лю­бо­пыт­ным, от­кры­тым ми­ру и очень осто­рож­ным. Же­лать встре­чи с тай­ной, но не жаж­дать ее. Уметь прой­ти по краю про­па­сти и не осту­пить­ся.

Для де­тей эти сказ­ки — це­лый мир, пол­ный за­га­док и чу­дес, для взрос­лых — на­сто­я­щие ли­те­ра­тур­ные жем­чу­жи­ны, са­мо­быт­ные и пре­крас­ные.

Слу­шать сказ­ку «Го­лу­бая змей­ка» / 1967

Слу­шать сказ­ку «Ог­не­вуш­ка-по­ска­куш­ка» / 1971

Слу­шать сказ­ку «Ма­ла­хи­то­вая шка­тул­ка» / 1985

«Не зря сказано — полюбится сова, не надо райской пташки».



Пти­чьи го­ло­са / 1975

Текст А. Бар­ко­ва, ре­жис­сер А. Ми­ши­на



Ес­ли вы с детьми мно­го вре­ме­ни про­во­ди­те на при­ро­де, узнай­те, как зву­чат, вы­гля­дят и жи­вут пти­цы. Каж­дая из них — ма­лень­кий со­лист соб­ствен­ной опе­ры, а все вме­сте — непо­вто­ри­мый хор го­ло­сов, про­слав­ля­ю­щих ле­то.

Все­го 16 ми­нут — и вы на­учи­тесь слы­шать в песне со­ло­вья тре­ли, дуд­ки, рас­ка­ты и тре­щот­ки, от­ли­чать зяб­ли­ка от пе­ноч­ки, кра­пив­ни­ка от го­ри­хвост­ки, лес­но­го конь­ка от ивол­ги, а щег­ла от пе­ре­пел­ки. Вы узна­е­те, кто уле­та­ет, а кто оста­ет­ся с на­ми зи­мой, и да­же смо­же­те при­ру­чить си­ни­цу, при­гла­сив ее на­ве­щать вас каж­дый день.

«Понаблюдайте за птицами сами, попробуйте определить их по голосам, а главное — научитесь беречь их, полюбите. Они — красота нашего леса, его музыка, его душа».



Дин­ка / 1967

По по­ве­сти В. Осе­е­вой в ин­сце­ни­ров­ке Е. Агу­ро­ва, по­ста­нов­ка Н. Ки­се­ле­вой



«Дин­ка» — это рус­ский «Том Сой­ер», толь­ко вме­сто «пи­рат­ских» при­клю­че­ний — под­поль­ная ре­во­лю­ция 1900-х го­дов. Ис­то­рия рас­ска­за­на жи­во и с огонь­ком. Мы лю­бим ее за ис­тин­ную, непла­кат­ную че­ло­веч­ность, доб­рый юмор и пре­крас­ный язык. Для слу­ша­те­ля ста­но­вят­ся близ­ки­ми, ося­за­е­мы­ми и жар­кое ле­то на Вол­ге, и теп­лые тра­ди­ции до­ма Ар­се­нье­вых, где по ве­че­рам со­би­ра­ют­ся вме­сте, что­бы по­иг­рать на ро­я­ле, спеть хо­ром или про­честь сти­хи.

Сколь­ко ни слу­шай, бу­дешь улы­бать­ся ша­ло­стям Дин­ки, с за­ми­ра­ни­ем серд­ца сле­дить за судь­бой бро­дя­ги Лень­ки и вос­хи­щать­ся Ма­ри­ной, ко­то­рая так вни­ма­тель­но и се­рьез­но от­но­сит­ся к ма­лень­ким тра­ге­ди­ям сво­их де­тей.

«Я всегда боюсь очень умных взрослых — у меня в голове такая суматоха!»



Зо­луш­ка / 1978

По мо­ти­вам сказ­ки Ш. Пер­ро и ба­ле­ту С. Про­ко­фье­ва, му­зы­каль­но-ли­те­ра­тур­ная ком­по­зи­ция З. Чер­ны­ше­вой



Сре­ди мно­гих-мно­гих «Зо­лу­шек» мы вы­би­ра­ем имен­но эту по­ста­нов­ку: с вол­шеб­ной му­зы­кой из ба­ле­та Про­ко­фье­ва, с уют­ней­шим го­ло­сом Плят­та в ро­ли рас­сказ­чи­ка — ста­рин­ных ча­сов. И принц здесь жи­вой, на­сто­я­щий, со­всем не по­хо­жий на кар­тон­но­го Кэна, же­ни­ха Бар­би.

Этой «Зо­луш­ке» ве­ришь, со­пе­ре­жи­ва­ешь. И на­чи­на­ешь по­ни­мать, по­че­му ис­то­рия оста­ет­ся та­кой род­ной для мно­гих по­ко­ле­ний де­тей. Ведь она о чу­де, ко­то­рое да­рит фея-судь­ба в са­мые груст­ные мо­мен­ты жиз­ни. Ес­ли не упи­ва­ешь­ся сво­им го­рем, а ти­хонь­ко тан­цу­ешь в тем­ной ка­мор­ке, пред­став­ляя, что ты уже на ба­лу.

«Она танцевала в пустой темной комнате, обнимая корявую палку кухонной щетки. Но так весело разгорелись ее глаза, так звонко звенел ее смех, так мило кружилась она, что даже мы, неодушевленные предметы, не могли остаться равнодушными».



Та сто­ро­на, где ве­тер / 1966

По пье­се В. Кра­пи­ви­на, по­ста­нов­ка Н. Ки­се­ле­вой



Этот спек­такль — пре­крас­ный по­вод по­го­во­рить с детьми о се­рьез­ных ве­щах. Как жи­вет­ся тем, кто с дет­ства че­го-то ли­шен — спо­соб­но­сти ви­деть, слы­шать или хо­дить... Как та­кие лю­ди вос­при­ни­ма­ют мир, на­сколь­ко бы­ва­ют та­лант­ли­вы, как важ­но быть ря­дом с ни­ми. И це­нить кра­со­ту, скры­тую внут­ри, по­мо­гая ей рас­крыть­ся.

По­весть эта о сле­пом маль­чи­ке: он «ви­дит» ве­тер и де­ла­ет луч­ших воз­душ­ных зме­ев, по­то­му что за­ме­ча­ет де­та­ли, недо­ступ­ные зря­чим. Несги­ба­е­мый ха­рак­тер и силь­ная лю­бовь к жиз­ни вдох­нов­ля­ют и его дру­га — бес­печ­но­го маль­чиш­ку, ко­то­рый взрос­ле­ет все­го за од­но ле­то, об­ре­тая свою боль­шую цель.

«Он мне все рассказывает. Почему? Может, потому что всё для него кругом как ночь? А ночью, говорят, люди бывают откровеннее».



Дочь бо­лот­но­го ца­ря / 1979

По сказ­ке Г. Х. Ан­дер­се­на в пе­ре­во­де Н. Ше­ре­шев­ской



Дух су­ро­вых ви­кин­гов и неж­ность еги­пет­ской прин­цес­сы, ли­цо кра­са­ви­цы и серд­це без­жа­лост­но­го во­и­на. Лю­би­мые кон­тра­сты Ан­дер­се­на пред­ста­ют в но­вом све­те. Эта сказ­ка не так из­вест­на, как хре­сто­ма­тий­ные «Гад­кий уте­нок» или «Ру­са­лоч­ка», а по­то­му осо­бен­но ин­те­рес­на.

Слу­шая ее, ощу­ща­ешь ра­дость узна­ва­ния, ведь этот мо­тив зна­ком и лю­бим с дет­ства. Кра­со­та осво­бож­да­ет­ся из пле­на, а ге­рой об­ре­та­ет свой дом. И ты ра­ду­ешь­ся осо­бой эк­зо­ти­че­ской ат­мо­сфе­ре, в ко­то­рую оде­та ис­то­рия, рас­ска­зан­ная пе­ре­лет­ны­ми аиста­ми. Она при­снит­ся нам в доб­ром сне.

«Золото и честь на дорогу не выбросишь. Теперь и на Севере будут говорить: аисты приносят счастье!»



Ди­кая со­ба­ка Дин­го, или по­весть о пер­вой люб­ви / 1971

По по­ве­сти Р. Фра­ер­ма­на, по­ста­нов­ка Л. Ве­лед­ниц­кой



Свет­лый спек­такль о юной Тане, про­во­жа­ю­щей дет­ство, окра­шен в груст­ные то­на. Но грусть эта яс­ная и ли­рич­ная. Она о том, как ро­зо­ва­тые су­мер­ки сме­ня­ют жар­кий зной, а на сме­ну лет­не­му изоби­лию спе­шит за­стен­чи­вый сен­тябрь. И ухо­дят в про­шлое ста­рые дру­зья, остав­ляя на серд­це гор­чин­ку.

Но ни­что не за­кан­чи­ва­ет­ся бес­след­но, и все лю­ди, мыс­ли, со­бы­тия хра­нят свой ро­счерк в кни­ге судь­бы. Как пер­вая влюб­лен­ность, ти­хая и за­дум­чи­вая, что про­би­ра­ет­ся ощу­пью, ищет нуж­ной ми­ну­ты и вер­но­го вы­ра­же­ния.

«Мама смотрела на нее своими серыми глазами, и в них, как щепотка соли, брошенная в море, растворились мгновенно все обиды Тани. Она целовала мать осторожно, словно боялась движением погасить этот взгляд».


Подписка на новости Seasons

  • 26317
Рекомендуйте друзьям

2020 © Сизонс проджект. Дизайн разработан в ARENAS ® lab
Программирование и поддержка polevich digital