10 детских аудиоспектаклей для уютных вечеров на крылечке
Их слушали на виниловых пластинках — с теплым потрескиванием, словно сидя у костра. Перед глазами не было картинки, как в мультфильме, и воображение пускалось путешествовать, выдумывая новые миры и волшебные страны. Звуки любимых голосов мягко убаюкивали и дарили особенные, яркие сны.
Вспоминаем лучшие советские радиоспектакли, за которыми и сейчас можно уютно скоротать вечер-другой на летней веранде с детьми.
Дом на краю моря / 1978
По повести А. Линдгрен, инсценировка Л. Закашинской, постановка И. Мироненко
Писатель Мелькер Мелькерссон решает провести каникулы с семьей на «островке затонувшего рая» — Сальткроке. С самого начала все идет не так, как надо: и летний домик почти разваливается, и погода в «раю» оставляет желать лучшего. Но дети находят, чему удивиться и обрадоваться: вековому дереву под окном, затонувшей шхуне или «собственному зоопарку» — лягушкам в колодце и даже осиному гнезду!
В семью оптимистов-Мелькерссонов невозможно не влюбиться. История пронизана солнцем, она о людях, способных превратить каждый день в маленькую счастливую жизнь.
Алиса в стране чудес / 1976
По сказке Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой, инсценировка и постановка О. Герасимова
До предела насыщенный, плотный текст выплескивает смысл через край, взрывается каламбурами и проверяет на прочность известные истины. Дети от души повеселятся, а взрослые получат удовольствие от игры актеров и искрометных песен Высоцкого — он и автор, и исполнитель.
Спектакль потребует полного погружения. Не ищите ни логики, ни сюжета, просто пускайтесь с ним в пляс. Он подхватывает вас, как пушинку, и погружает в хаос голосов, звуков, поэзии, стирающей грани между миром взрослых и детей. Он будто разжимает пружину внутри, оставляя чувство легкости и чистый смех.
Машенькина свирель / 1985
По сказке М. Садовского, постановка В. Шведова
Привычный сказочный сюжет о ворчливой мачехе и незадачливом отце, работящей падчерице и ее ленивой, коварной сестре в колоритной подаче. В спектакле нет ни одной бледной или неинтересной роли — каждый актер играет «на полную катушку». Мир русской глубинки, примостившийся где-то на опушке леса, возникает в воображении с первых же звуков.
Эту историю знаешь и любишь с детства и, помня почти наизусть, все равно нет-нет да и включаешь себе перед сном. Чтобы пройтись по знакомым тропинкам и встретиться с любимыми героями — такими понятными и обаятельными в своей простоте.
Сказки Павла Бажова
Голубая змейка, Огневушка-поскакушка, Малахитовая шкатулка
Богатый Уральский край в сказках Бажова полон драгоценных находок и волшебных существ. Здесь у каждого лесного пригорка или пещеры свой дух и хранитель — они сторожат сокровища, скрытые в земле. Встретиться с ними и хочется, и страшно. Нужно быть бескорыстно любопытным, открытым миру и очень осторожным. Желать встречи с тайной, но не жаждать ее. Уметь пройти по краю пропасти и не оступиться.
Для детей эти сказки — целый мир, полный загадок и чудес, для взрослых — настоящие литературные жемчужины, самобытные и прекрасные.
Слушать сказку «Голубая змейка» / 1967
Слушать сказку «Огневушка-поскакушка» / 1971
Слушать сказку «Малахитовая шкатулка» / 1985
Птичьи голоса / 1975
Текст А. Баркова, режиссер А. Мишина
Если вы с детьми много времени проводите на природе, узнайте, как звучат, выглядят и живут птицы. Каждая из них — маленький солист собственной оперы, а все вместе — неповторимый хор голосов, прославляющих лето.
Всего 16 минут — и вы научитесь слышать в песне соловья трели, дудки, раскаты и трещотки, отличать зяблика от пеночки, крапивника от горихвостки, лесного конька от иволги, а щегла от перепелки. Вы узнаете, кто улетает, а кто остается с нами зимой, и даже сможете приручить синицу, пригласив ее навещать вас каждый день.
Динка / 1967
По повести В. Осеевой в инсценировке Е. Агурова, постановка Н. Киселевой
«Динка» — это русский «Том Сойер», только вместо «пиратских» приключений — подпольная революция 1900-х годов. История рассказана живо и с огоньком. Мы любим ее за истинную, неплакатную человечность, добрый юмор и прекрасный язык. Для слушателя становятся близкими, осязаемыми и жаркое лето на Волге, и теплые традиции дома Арсеньевых, где по вечерам собираются вместе, чтобы поиграть на рояле, спеть хором или прочесть стихи.
Сколько ни слушай, будешь улыбаться шалостям Динки, с замиранием сердца следить за судьбой бродяги Леньки и восхищаться Мариной, которая так внимательно и серьезно относится к маленьким трагедиям своих детей.
Золушка / 1978
По мотивам сказки Ш. Перро и балету С. Прокофьева, музыкально-литературная композиция З. Чернышевой
Среди многих-многих «Золушек» мы выбираем именно эту постановку: с волшебной музыкой из балета Прокофьева, с уютнейшим голосом Плятта в роли рассказчика — старинных часов. И принц здесь живой, настоящий, совсем не похожий на картонного Кэна, жениха Барби.
Этой «Золушке» веришь, сопереживаешь. И начинаешь понимать, почему история остается такой родной для многих поколений детей. Ведь она о чуде, которое дарит фея-судьба в самые грустные моменты жизни. Если не упиваешься своим горем, а тихонько танцуешь в темной каморке, представляя, что ты уже на балу.
Та сторона, где ветер / 1966
По пьесе В. Крапивина, постановка Н. Киселевой
Этот спектакль — прекрасный повод поговорить с детьми о серьезных вещах. Как живется тем, кто с детства чего-то лишен — способности видеть, слышать или ходить... Как такие люди воспринимают мир, насколько бывают талантливы, как важно быть рядом с ними. И ценить красоту, скрытую внутри, помогая ей раскрыться.
Повесть эта о слепом мальчике: он «видит» ветер и делает лучших воздушных змеев, потому что замечает детали, недоступные зрячим. Несгибаемый характер и сильная любовь к жизни вдохновляют и его друга — беспечного мальчишку, который взрослеет всего за одно лето, обретая свою большую цель.
Дочь болотного царя / 1979
По сказке Г. Х. Андерсена в переводе Н. Шерешевской
Дух суровых викингов и нежность египетской принцессы, лицо красавицы и сердце безжалостного воина. Любимые контрасты Андерсена предстают в новом свете. Эта сказка не так известна, как хрестоматийные «Гадкий утенок» или «Русалочка», а потому особенно интересна.
Слушая ее, ощущаешь радость узнавания, ведь этот мотив знаком и любим с детства. Красота освобождается из плена, а герой обретает свой дом. И ты радуешься особой экзотической атмосфере, в которую одета история, рассказанная перелетными аистами. Она приснится нам в добром сне.
Дикая собака Динго, или повесть о первой любви / 1971
По повести Р. Фраермана, постановка Л. Веледницкой
Светлый спектакль о юной Тане, провожающей детство, окрашен в грустные тона. Но грусть эта ясная и лиричная. Она о том, как розоватые сумерки сменяют жаркий зной, а на смену летнему изобилию спешит застенчивый сентябрь. И уходят в прошлое старые друзья, оставляя на сердце горчинку.
Но ничто не заканчивается бесследно, и все люди, мысли, события хранят свой росчерк в книге судьбы. Как первая влюбленность, тихая и задумчивая, что пробирается ощупью, ищет нужной минуты и верного выражения.